суббота, 1 декабря 2012 г.

Немного о хипстерах.

Увлёкся я тут на днях одной всем известной молодёжной субкультурой. Из названия статьи понятно, о ком идёт речь - это хипстеры. Культура эта зародилась недавно, и многие культуроведы её даже за культуру не считают, дескать "Ни целей у них нет, ни общей идеи, ни отличительных особенностей, а значит и толку в ней нет". Что ж, возможно. Однако в этой статье я хотел поделиться именно своим видением "культуры" хипстеров, своей точкой зрения, своим мнением по поводу существования людей, считающих себя ими.

Начну с факта: набрав в строку поиска Google запрос "хипстеры", поисковик тут же выдал мне множество ссылок на определение хипстеров, на статьи на некоторых сайтах и в блогах о хипстерах, и большинство из них, что меня удивило, были негативными. Авторы тех статей отзывались о хипстерах если не напрямую негативно, то как минимум с некоторой издёвкой. Нормальное описание этой культуры, где были конкретные характеризующие её особенности, мне удалось найти лишь на двух сайтах (дальше первой страницы поиска я лезть не стал). И первым из этих сайтов стала, конечно же, Википедия. Однако даже в самой известной свободной интернет-энциклопедии статья про хипстеров занимала лишь несколько строк, описывающих их стиль одежды, интересы "в двух словах". Я задался вопросом - а почему нигде в интернете я не могу найти статьи, максимально полно и конкретно описывающей хипстеров? Может, всё действительно так размыто? Давайте разберёмся.

первая особенность, которую я обнаружил у этой молодёжной культуры - её разделённость на две эпохи. Убедиться в этом можно, введя в поиске Википедии запрос "Хипстер": под строкой поиска моментально высветятся две статьи, причём одна из них описывает современных хипстеров, а другая - хипстеров 40-ых годов. Следуя из этого можно сказать, что хипстеры 40-ых годов - культура, которой больше нет, и скорее всего она если не есть субкультура "стиляг", то как минимум имеет некоторые схожие с ней признаки; Хипстеры же нынешние просто изначально взяли за основу некоторые черты старой культуры. Как говорится, всё новое, это хорошо забытое старое. Похоже, что так и есть.

На самом деле, у хипстеров нынешних мало чего общего с хипстерами прошлого. По сути, главное, что объединяет столь далёкие друг от друга по временным рамкам культуры - их название. "Хипстер" - аббревиатура от английского "Hipster", что в свою очередь происходит от "hip" (в старом варианте "hep"), которое символизирует выражение "to be hip" - "быть в теме". Изначально это выражение зародилось в среде именно "олдскульных"хипстеров. Ими тогда назывались поклонники джаза и бибопа, как стиля джаза, особенно популярного у хипстеров того времени. Теперь приведу небольшую цитату из википедии: "Хипстер принимал образ жизни джазового музыканта, включая всё или многое из следующего: одежда, сленг, употребление марихуаны и других наркотиков, ироничное отношение к жизни, саркастический юмор, добровольная бедность и ослабленные сексуальные нормы." Из этой цитаты можно выявить вторую общую черту, объединяющую две культуры - свобода и независимость. То есть то, к чему стремятся(лись) обе этих культуры - "счастье любым способом". Современная же хипстер-культура тоже предпочитает всё "инди": инди-игры, инди-рок/поп/тронику/дэнс (и т.п.), арт-хаус (который в свою очередь тоже является "инди"), и все прочие направления искусства с припиской "инди". Слово "инди" происходит от английского "indie"-"независимый".

Раз уж разговор зашёл об инди, стоит рассказать немного о сфере независимого творчества. Главная особенность людей, создающих нечто независимое - они предпочитаю полагаться только на себя, на свои силы и на силы команды, членами которой они являются. Как правило, "инди-творцы" рискуют в большинстве своём тем, что их творчество не зависит от крупных спонсоров. Их не раскручивают, как раскручивают всеми ненавидимого Рому Жёлудя или в своё время "Ранеток", и вообще каких бы то ни было звёзд эстрады. Они работают ради привнесения в этот скучный мир чего-то нового. Они воплощают свои идеи, и то, на что они будут кушать завтра, напрямую зависит от того, что сегодня им придёт в голову. К сожалению, людей, могущих действительно по достоинству оценить подобное творчество, мало, ведь нынешнее общество потребителей предпочитает "хавать" только то, что красиво завёрнуто, и приятно на вкус. Но творчество тех же инди-рокгрупп может быть непредсказуемым, каждая их песня - нести определённое настроение, определённый дух, который не каждому по вкусу. Но именно таких людей, ведущих независимое творчество, можно воистину назвать творческими. Остальные же, будь то Linkin Park, 30 Seconds To Mars, и им подобные всемирно известные группы - всего лишь ширпотреб. А иначе - как бы они могли нравиться одновременно стольким людям на земле?

После лирического отступления вернёмся к основной теме. Почему хипстеры любят инди? Наверное, потому что кроме их самих никто это не слушает. Не многие. А они слушают и наслаждаются. Они не следуют всеобщему движению, они просто отходят от общего потока, находят себе уютный уголок, где собираются небольшой группой им подобные, и просто наслаждаются жизнью. Так они не чувствуют себя одинокими, и в то же время не окружены людьми, которые могли бы составить им конкуренцию. Они знают о том, о чём не знает большинство. Они - "специалисты узкого профиля", с которыми могут найти общий язык только им подобные. Это, на мой взгляд, самая характеризующая черта хипстеров. Остальное - опционально. Они находят такие "темы", про которые все остальные уже давным-давно позабыли, или до которых обычный мозг человека из "большого общества" ещё не додумался. В этом и проявляется их креативность. Сейчас их характеризует увлечение высокой модой, за которой следят немногие, инди-творчеством, которое придётся по вкусу не всем, элитарной культурой, доступной немногим. Сейчас интерес к некоторому из вышеперечисленного растёт, и когда он достигнет своего пика - хипстеры найдут новую "тему", которая вновь изменит их культуру, сделав очередной виток в развитии. Но это лишь мои предположения.

А теперь признаюсь - меня многое объединяет с хипстерской культурой. Я не люблю однообразность, ширпотреб, мейнстрим, продажное "искусство". Это уже заложилось в моём характере. Долгое время я вообще не любил рок из-за того, что его слушает почти каждый. По той же причине я ненавидел дабстеп, хотя любил электронную музыку. Я любил (да и сейчас люблю) драм-н-бэйс, из-за того, что мода на него уже прошла, мало кто танцует днб-степ, мало кто его слушает, ибо все переключились на дабстеп. На самом деле, у днб есть уникальные черты, которые очень позитивно действуют на меня. Но это уже совсем другая... статья.

Не знаю, стереотип ли то, что все хипстеры ненавидят всё, что любит большинство, и любят то, что не интересно остальным, но мне кажется, что именно так и есть. Я и сам такой. Но исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что хипстер-культура действительно не имеет постоянных укрепившихся характеристик. Она постоянно меняется, преобразуется, следуя основному её закону, но это вовсе не плохо. Напротив, это говорит о том, что культура эта будет жива ещё долго, так как она уже заранее приспособлена к изменчивости. Сам я считаю, что хипстер - это даже не культура, а черта характера, и черта эта очень многое говорит о человеке. Будучи именно таким, я сужу по себе. Как я уже писал выше, я не люблю мейнстрим, уважаю креативность. Я люблю независимость, и никогда не любил конкуренции и соревнований. В любой человеческой деятельности, будь то увлечение или работа, существует конкуренция с людьми, которые ещё не достигли твоего уровня мастерства, и людьми, которые имеют опыт в этой деятельности больший, чем он есть у тебя. И чем популярнее становится эта деятельность, тем больше возрастает конкуренция. Среди хипстеров она, несомненно, тоже есть, но в очень малых, умеренных количествах, по сравнению с остальными субкультурами, будь то анимешники или же джанглисты, устаревающие эмо и нестареющие растаманы. Молодёжь всегда любила выделяться, а хипстеры - одна из таких культур, которой не нужны массы. Ей хватает и закрытых вечеринок в тесных компаниях, и сходок небольшими группами, и интернет-переписки. На этом, пожалуй, и закончу.

P.S.: У меня может ошибочное мнение о культуре хипстеров, навеянное стереотипами. Но это лишь моё мнение, основанное на моих знаниях, полученных из нескольких информационных источников, которые более всех описали мне эту культуру.

Комментариев нет:

Отправить комментарий